Nashidvery.ru

Наши Двери
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Розетка (декор)

Розетка (декор)

Розе́тка, розе́тта (от фр.  rosette , буквально «розочка») — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке [1] .

Подобные мотивы встречаются в искусстве древней Месопотамии, Древнего Египта, древней Персии, Индии (в виде «колеса Сансары»), Китая. Геометризованное изображение 16-лепесткового цветка жёлтой или оранжевой хризантемы является неофициальным гербом и императорской печатью Японии. Наибольшее распространение получили мотивы розеток на основе стилизованного цветка лотоса. В Древней Греции розетки украшали погребальные стелы. В греческой архитектуре дорического и в римской тосканского и композитного ордеров использовали накладные розетки из позолоченной бронзы на фризах и кессонированных потолках.

В раскопках Старой Ладоги VIII—XI веков на Северо-Западе Руси археологи находят женские украшения (подвески: колты, «височные кольца») из спиралевидных колец и «лунниц», типичных для искусства древней Скандинавиии. Розетки в форме круга, из центра которого расходятся спиральные линии, создающие эффект зрительного вращения, называют «вихревыми». Такие розетки близки древнейшим знакам огня (свастике) и воды (меандру) [2] . В древнерусском искусстве X—XII веков вихревые розетки называли «водоворот». Такие формы встречаются в изделиях по металлу древних викингов, которые, вероятно, и привнесли их на Русь: в Старую Ладогу и Киев. Похожие украшения из золота и серебра изготавливали в Византии [3] [4] .

Мотив розетки получил распространение в искусстве романского и готического периодов и в эпоху Ренессанса. Трёхлопастная розетка, имеющая не только декоративный, но и символический смысл, получила название трифолия (мотив в виде комбинации двух равносторонних треугольников «Звезды Давида» или трёх лепестков — символ Пресвятой Троицы). Мотив розетки в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками в системе «поворотной симметрии» называется квадрифолием. В сложной орнаментике готической каменной и деревянной резьбы, переплётах витражных окон, вимпергов, резьбе церковной мебели, кресел хоров, мотивы розеток-трифолиев, сохраняя свою символику, превращались в сочетании с другими фигурами в сложные переплетения типа масверка [5] . Мотив квадрифолия применяли в европейской архитектуре, книжной миниатюре и скульптуре различных периодов и стилей. Розетты бывают рельефные, лепные, а также плоские, имитирующие объёмные, в технике монохромной росписи гризайль.

В архитектуре Готики большие круглые окна на западных фасадах и фасадах трансептов, расчленённые фигурными переплётами витражей, с мотивами звезды или распустившегося цветка, получили название: Большая роза. В Византии и в империи Карла Великого изготавливали реликварии — шкатулки из слоновой кости, украшенные позолоченными розетками. Отсюда название: «коробочки с розетками» (нем.  Rosettenkästen ). В западноевропейском средневековье с развитием культа «Мадонны роз» мотив розетки приобрёл новые символические значения. В Розариях — изобразительных композициях на тему прославления Мадонны — количество лепестков роз имели литургический смысл. В искусстве классицизма, неоклассицизма и ампира последующих веков мотивы розеток использовали повсеместно: в архитектуре, резьбе по дереву, в мебели, декоративных тканях, изделиях из бронзы, поскольку они свидетельствовали об обращении к классической античной традиции.

Многообразие разновидностей розеток можно свести к следующим основным типам:

Статья План — конспект открытого урока на тему «Рисование гипсовой розетки». Автор: Егорова Людмила Николаевна

background image

«Рисование гипсовой розетки» — 8 часов (2 занятия по 4 часа).

Тема урока: «

построение гипсовой розетки (4

Вид занятия:

рисование с натуры

Читайте так же:
Место под розетку ремонт

выполнение построения гипсовой розетки, применение на

практике полученных знаний о законах «линейной перспективы».

— формирование и систематизация знаний по основам рисунка (градации
светотени, линейная перспектива);

— формирование понимания объемного и плоского изображения;

— развитие образного, пространственного мышления;

— развитие мышления на основе упражнений, направленных на выполнение
операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— развитие глазомера, наблюдательности;

— развитие навыков воспринимать пропорции предметов, способность видеть
предметы целостно;

— закрепление последовательности изображения натуры;

— воспитание аккуратности при работе графическими материалами.

Методы и приемы работы:

мотивация учебной деятельности, наглядный

метод, метод образного сравнения, актуализация знаний и пробное учебное
действие, валеологическая пауза, рефлексия.

Оборудование и материалы к уроку для учителя

-постановка (гипсовая розетка на фоне драпировки, плита расположена на
натурном столе; освещение орнамента контрастное, с правого верхнего угла.)

-телевизор (эл. носитель информации для просмотра видео урока).

2. Наглядное пособие:

background image

— тональный рисунок гипсовой розетки поэтапно.

3. Методическое пособие: «Последовательность построения симметричного
гипсового орнамента».

Материалы для учащихся:

плотная бумага формата А3, карандаш «Т»,

1. Организационная часть.
2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
3. Вводная беседа.
4.Объяснение нового материала

5. Самостоятельная работа.

6. Просмотр работ учащихся.

7. Подведение итогов.

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и
необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников.

Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

Объявить тему урока. Поставить перед учащимися цели и задачи урока.

Вводная беседа.

Гипсовые орнаменты и розетки применяются как архитектурные детали для
украшения фасадов зданий и интерьеров. Основу орнамента составляет
прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок
из геометрических фигур или элементов растительного мира. Обычно
орнаменты состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов,
которые, как правило, подвержены стилизации, благодаря чему четко
просматривается их структура. В архитектуре наряду с простыми часто
используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются
волнообразные элементы со спиральными завитками.
Форма орнамента состоит из большого количества разнообразнейших мелких
форм, которые объединены в одно целое, выражающее архитектурный
замысел. При рисовании орнамента важно разобраться во всех деталях, не

background image

упуская целого. Прежде чем перейти к изображению элемента орнамента,
следует проанализировать высоту рельефа на отдельных участках.
Особенностью гипсового рельефного орнамента является четкость формы и
выразительность светотеневых переходов, поэтому необходимо обратить
внимание на освещенность орнамента.
Гипс относится к материалам, изобразительные свойства которых лучше
проявляются при искусственном освещении. При этом он дает четкие тени,
выразительную мягкость полутонов и ярко освещенные участки.

4.Объяснение нового материала

4.1. Анализ объекта.

Плита расположена на натурном столе. Освещение орнамента контрастное, с
правого верхнего угла, наша точка зрения — чуть слева от объекта
изображения. Мы видим плиту в небольшом ракурсе.

4.2. Композиционное размещение рисунка на листе.

Прежде всего, найдем композиционное расположение гипсовой плиты на
листе бумаги с учетом перспективных сокращений. Уточняем соотношения
общих масс частей и их пропорции, применяя метод визирования и метод
образного сравнения.
Определим, где будет проходить линия горизонта. В данной постановке она
будет проходить на уровне верхней части гипсовой плиты ближе к ее
верхнему краю.

4.3. Линейно-пространственное построение гипсовой розетки с учетом их
перспективного сокращения.

Читайте так же:
Внутренняя розетка для электроплиты 220в

Сложную пластическую форму сводим к

простым геометрическим объемам и плоскостям.
Начинаем рисование гипсовой розетки с очерчивания прямоугольной плиты,
для этого отмечаем общую форму, нижние, верхние и боковые границы.

background image

Также определяем размеры плиты с учетом перспективы и наклона объекта в
пространстве. Учитываем, что от правильности определения плиты во
многом будут зависеть ракурс и пропорции розетки.

На изображенной плите намечаем гипсовый орнамент. Определяем середину
плиты, проведя диагонали.
Намечаем линии симметрии, они будут являться базовой основой рисунка.
Затем, в зависимости от формы розетки, строим основные линии построения.
Заключаем в них многоугольник (количество углов зависит от количества
лепестков – выступающих точек). Отмечаем точками все основные узлы
элементов. Если розетка находится под углом, располагаем все фигуры
пропорционально с учетом перспективы.

Легкими полупрозрачными линиями прорисовываем основные линии
конструкции. Тщательно строим даже невидимые линии, так как малейшая
ошибка приведет к нарушению хода построения рельефа. Создаем общий

background image

силуэт, при этом обращаем внимание, чтобы все части были
пропорциональны по отношению друг к другу.
Чтобы наметка стала более детальной и понятной, несколькими штрихами
условно отмечаем основные пятна теней.
Постепенно «обрубаем» все лишнее и добавляем мелкие детали. Получаем
максимальную объемность и конкретность всех форм, но не загрязняем
рисунок слишком большим количеством «поисковых» следов карандаша.
Все время уточняем построение орнамента, его расположение на гипсовой
плите, выявляем характерные формы.

5. Самостоятельная работа.

Пока рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по
отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников,
надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить
внимание на правилах построения гипсовой розетки в перспективе, пояснить
рисунком.

Просмотр работ учащихся.

Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим
критериям:
1. Композиция в листе.

2. Пропорции и характер предмета.

Подведение итогов.

Подведение итогов в форме просмотра (рефлексия) проводится в конце
каждого занятия.
Выставление оценок

Методическая разработка по предмету рисунок « Рисунок несложной симметричной гипсовой розетки» 2 класс ДШИ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Корчагина Елена Владимировна

В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием форм, но и ставит перед учащимися более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке. Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
risunok_gipsovoy_rozetki.metodicheskaya_razrabotka.doc59 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

по предмету рисунок

« Рисунок несложной симметричной гипсовой розетки»

Автор: Корчагина Елена Владимировна,

1. Рисование гипсовых розеток включены в программу по рисунку второго класса по ряду причин:

Т.к. художественное отделение ДШИ является начальным звеном в профессиональном обучении изобразительному искусству, многие выпускники поступают в высшие художественные заведения. На экзамене по рисунку в постановках обязательно вводится гипсовый орнамент, и учащийся должен отлично справиться с поставленной перед ним задачей.

В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием форм, но и ставит перед учащимися более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке. Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.

Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.

2. Цели разработки

  1. систематизировать и упорядочить наработки по данному заданию,
  2. облегчить понимание задания учащимися несложными наглядными объяснениями,
  3. проиллюстрировать адаптированную программу «Рисунок» (сост. Корчагина Е.В.).

3 Данное задание появляется в конце второго полугодия 2 класса. На него отводится 9 часов. На первом уроке выполняем анализ формы ,1 этап и начало 2 этапа, на втором занятии завершаем 2 этап и начинаем 3 этап, на третьем занятии выполняем 4 и 5 этап.

Рисунок несложной симметричной гипсовой

Розетки с конструктивным построением и с легкой передачей тона.

1.Точное построение формы, перспектива.

Гипсовая розетка- рельеф. Симметрия. Построение от плиты, на плите рельеф с осью симметрии. Нижнее основание рельефа,

Повторить этапы построения по памяти.

Гипсовая розетка «Трилистник».

2.Тональная и линейная проработка деталей.

Поднимаем верхнее основание, общая форма, обрубаем, скругляем. Учитываем перспективные изменения

3.Развитие понятия тона и его связи с формой.

4.Передача глубины пространства.

. Определяем границы теней, проходим легким серым штрихом. Завершаем. Формат А3.

Для выполнения этого задания потребуются несложная симметричная гипсовая розетка «Трилистник», ватман А 3, простые карандаши 2Т, Т, ТМ, мягкий ластик, кнопки, мольберт. Розетка располагается на уровне глаз, т.е. линия горизонта проходит посередине плиты. Освещение рассеянное или верхнее боковое мягкое.

Анализ формы, компоновка и построение плиты.

Прежде чем приступить к работе, нужно изучить розетку со всех сторон, анализируя высоту на разных участках. Данная розетка «Трилистник» симметричная, ось симметрии проходит по центру плиты вертикально. Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента лежат осевые симметрии (одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются).

Орнамент имеет центральный лепесток и два ответвляющихся боковых, основание трилистника имеет форму раскрытой книги. В профиль высота верхней части больше нижней, причем верхняя часть центрального лепестка приподнята и напоминает нос корабля. Если опустить прямые линии от крайних точек трилистника получится пятиугольник. Завершив анализ формы розетки, нужно выбрать точку зрения. Лучше садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещения. Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Изображение трилистника следует начинать с размещения орнамента в листе, т.е. с композиционного решения. Причем начинаем с плиты: намечаем общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Уточним угол наклона (применяем метод визирования) плиты, ее пропорции с учетом перспективного сокращения (учитываем расположение линии горизонта). Пропорции плиты примерно равны 45. Построив основание плиты, ПОДНИМАЕМ верхнее основание и отмечаем ось симметрии с учетом перспективного сокращения.

Компоновка и обрубовочное построение «Трилистника».

Размечаем основные точки основания трилистника (нижнее основание чуть меньше верхнего) на верхнем основании плиты с применением перпендикуляров к оси симметрии на которых находятся эти точки. Таких линий будет 9. 1- вершина, 2- самая широкая часть центрального лепестка,3-вершины боковых лепестков, 4-соединение лепестков, 5- крайние точки ширины трилистника, 6-изменение рельефа трилистника, 7-самая узкая часть трилистника, 8-широкая часть основания,9-узкая часть основания. На этих линиях отмечаем ширину нижнего основания трилистника, сравнивая ее между собой, плитой и опуская вертикали. Можно ускорить работу, соединив вершину А с крайними точками ширины трилистника В-В и нижним основанием С-С. Ширину на 2,3,8 осях получаем автоматически. Соединяем полученные точки тонкими четкими линиями и получаем обрубовочное основание трилистника. Из полученных узлов поднимаем высоту трилистника, учитывая разницу высоты нижнего основания и вершины, а также угол наклона. При построении постоянно помним о перспективном сокращении. Отметив высоту у каждого узла, соединяем верхнее основание более четкими линиями, чем нижнее. Получаем обрубовочную форму трилистника.

Округление и проработка деталей трилистника.

Третий этап заключается в определении формы лепестков и цельной формы трилистника. Чтобы получить форму центрального лепестка нужно простроить рельеф верхнего основания нижней части трилистника. Этот рельеф может показаться очень запутанным в построении, поэтому нужно проявить внимательность. Во-первых, опускаем перпендикуляры с нижней части на верхнюю через вершины и впадины. Полезно рассмотреть данный рельеф вблизи и пощупать руками, можно выполнить схему во фронтальном положении. Построение начинаем от центральной оси- от ложбины центрального лепестка-1. Далее опускаем перпендикуляр из вершины центрального лепестка-2, ложбины крайних лепестков -3, вершины «разворота книжки»-4, впадины «разворота книжки»-5 и угла основания трилистника-6. Отмечаем на них высоты, соединяем прямыми линиями и округляем. Теперь приступаем к определению формы центрального лепестка: опускаем прямые линии из узловых точек второго перпендикуляра верхнего основания центрального лепестка в точки 2-2 рельефа основания трилистника. Далее округляем форму трилистника: добавляем и убавляем объем. Добавляем в верхней части у центрального и боковых лепестков и убавляем (углубляем) в нижней части трилистника. Завершаем форму окантовкой по краю трилистника.

Объемно-пространственное решение с добавлением минимального тона.

Особое внимание уделяем пространственному решению: линейная перспектива (ближе- дальше с помощью карандашей 2Т,Т,ТМ). Намечаем собственные и падающие тени легкой штрихтушевкой, усиливая ближние планы и ослабляя дальние. Работаем цельно и легко, не перегружая тонально, т. к. это гипс, работая в серой тональной растяжке. Тон нарабатываем от линий, не забывая уточнять сами линии.

Этот этап включает в себя легкое обозначение плиты и орнамента относительно друг друга как единого целого. Легко топим плиту серым тоном , выделяя при этом орнамент. Обобщенно проходим по теням собственным и падающим.

Гипсовая фигура розетка ветка лотоса, 60х37см

Гипсовая фигура розетка ветка лотоса, 60х37см

COMPARE_PROPERTY_CODE] => Array ( [0] => CML2_ARTICLE [1] => FORUM_MESSAGE_CNT [2] => FORUM_TOPIC_ID [3] => BRAND [4] => ACCESSORIES [5] => YEAR [6] => OS [7] => WEIGHT [8] => RSFAVORITE_COUNTER [9] => HEIGHT [10] => TICKNESS [11] => WIDTH [12] => DIAGONAL [13] => SOLUTION [14] => INTERNET_ACCESS [15] => INTERFACES [16] => NAVI [17] => CARD [18] => POHOZHIE [19] => BUY_WITH_THIS [20] => YEARS [21] => ) [

COMPARE_OFFERS_FIELD_CODE] => Array ( [0] => ID [1] => CODE [2] => XML_ID [3] => NAME [4] => TAGS [5] => SORT [6] => PREVIEW_TEXT [7] => PREVIEW_PICTURE [8] => DETAIL_TEXT [9] => DETAIL_PICTURE [10] => DATE_ACTIVE_FROM [11] => ACTIVE_FROM [12] => DATE_ACTIVE_TO [13] => ACTIVE_TO [14] => SHOW_COUNTER [15] => SHOW_COUNTER_START [16] => IBLOCK_TYPE_ID [17] => IBLOCK_ID [18] => IBLOCK_CODE [19] => IBLOCK_NAME [20] => IBLOCK_EXTERNAL_ID [21] => DATE_CREATE [22] => CREATED_BY [23] => CREATED_USER_NAME [24] => TIMESTAMP_X [25] => MODIFIED_BY [26] => USER_NAME [27] => ) [

COMPARE_OFFERS_PROPERTY_CODE] => Array ( [0] => CML2_ARTICLE [1] => CML2_TRAITS [2] => COLOR_DIRECTORY [3] => COLOR2_DIRECTORY [4] => STORAGE [5] => ) [

PRICE_CODE] => Array ( [0] => Розничная цена ) [

OFFERS_CART_PROPERTIES] => Array ( [0] => CML2_ARTICLE ) [

LIST_PROPERTY_CODE] => Array ( [0] => CML2_BAR_CODE [1] => BRAND [2] => ACCESSORIES [3] => YEAR [4] => OS [5] => WEIGHT [6] => HEIGHT [7] => TICKNESS [8] => WIDTH [9] => DIAGONAL [10] => SOLUTION [11] => INTERNET_ACCESS [12] => INTERFACES [13] => NAVI [14] => CARD [15] => VIDEO [16] => BUY_WITH_THIS [17] => CATALOG_QUANTITY [18] => FULL_CATALOG_QUANTITY [19] => ) [

LIST_OFFERS_FIELD_CODE] => Array ( [0] => ID [1] => CODE [2] => XML_ID [3] => NAME [4] => TAGS [5] => SORT [6] => PREVIEW_TEXT [7] => PREVIEW_PICTURE [8] => DETAIL_TEXT [9] => DETAIL_PICTURE [10] => DATE_ACTIVE_FROM [11] => ACTIVE_FROM [12] => DATE_ACTIVE_TO [13] => ACTIVE_TO [14] => SHOW_COUNTER [15] => SHOW_COUNTER_START [16] => IBLOCK_TYPE_ID [17] => IBLOCK_ID [18] => IBLOCK_CODE [19] => IBLOCK_NAME [20] => IBLOCK_EXTERNAL_ID [21] => DATE_CREATE [22] => CREATED_BY [23] => CREATED_USER_NAME [24] => TIMESTAMP_X [25] => MODIFIED_BY [26] => USER_NAME [27] => Доступное количество [28] => Розничная ) [

LIST_OFFERS_PROPERTY_CODE] => Array ( [0] => CML2_ARTICLE [1] => MORE_PHOTO [2] => COLOR_DIRECTORY [3] => COLOR2_DIRECTORY [4] => STORAGE [5] => FULL_CATALOG_QUANTITY [6] => CATALOG_PRICE_6 [7] => CATALOG_QUANTITY ) [

DETAIL_PROPERTY_CODE] => Array ( [0] => STRANA_PROISKHOZHDENIYA [1] => FIRMA_BREND [2] => CML2_BASE_UNIT [3] => CML2_MANUFACTURER [4] => CML2_BAR_CODE [5] => BRAND [6] => YEAR [7] => OS [8] => WEIGHT [9] => HEIGHT [10] => TICKNESS [11] => WIDTH [12] => DIAGONAL [13] => SOLUTION [14] => INTERNET_ACCESS [15] => INTERFACES [16] => NAVI [17] => CARD [18] => VIDEO [19] => YEARS [20] => FULL_CATALOG_QUANTITY [21] => CATALOG_QUANTITY [22] => CATALOG_PRICE_6 [23] => ) [

DETAIL_OFFERS_FIELD_CODE] => Array ( [0] => ID [1] => CODE [2] => XML_ID [3] => NAME [4] => TAGS [5] => SORT [6] => PREVIEW_TEXT [7] => PREVIEW_PICTURE [8] => DETAIL_TEXT [9] => DETAIL_PICTURE [10] => DATE_ACTIVE_FROM [11] => ACTIVE_FROM [12] => DATE_ACTIVE_TO [13] => ACTIVE_TO [14] => SHOW_COUNTER [15] => SHOW_COUNTER_START [16] => IBLOCK_TYPE_ID [17] => IBLOCK_ID [18] => IBLOCK_CODE [19] => IBLOCK_NAME [20] => IBLOCK_EXTERNAL_ID [21] => DATE_CREATE [22] => CREATED_BY [23] => CREATED_USER_NAME [24] => TIMESTAMP_X [25] => MODIFIED_BY [26] => USER_NAME [27] => Доступное количество [28] => Розничная ) [

DETAIL_OFFERS_PROPERTY_CODE] => Array ( [0] => CML2_ARTICLE [1] => MORE_PHOTO [2] => COLOR_DIRECTORY [3] => COLOR2_DIRECTORY [4] => STORAGE [5] => CATALOG_QUANTITY [6] => CATALOG_PRICE_6 ) [

PROPS_TABS] => Array ( [0] => STRANA_PROISKHOZHDENIYA [1] => FIRMA_BREND [2] => CML2_BAR_CODE ) [

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector