Nashidvery.ru

Наши Двери
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Водитель писатель выключатель преподаватель

Водитель писатель выключатель преподаватель

о медицине

(об) умном — умной

^ В русском языке, как и во многих языках мира, слова делятся на части, которые обладают определённым значением.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова. Окончание может указывать на род, падеж, число, лицо.

Задание 1. Прочитайте предложение. Назовите окончания в словах.

Природа нашей планеты отличается огромным разнообразием клеток и множеством выполняемых этими клетками функций, однако во всех клетках без исключения протекают три универсальных процесса: 1) обмен веществ; 2) обмен энергией; 3) обмен генетической информацией.

Задание 2. Исправьте ошибки. Произнесите правильный вариант предложений.

2. Я из Намибия. Вот мой документы.

4. Сейчас я живёт на Саранске, в улице Невского.

5. Моя комната – большой и удобный. Но у меня нет машина.

* Выделите общую часть всех слов каждой группы:

Например , общая часть слов вод а, вод ный, вод ица, на вод нить, на вод нениеВОД .

— писать, написать, письмо, записать, записка;

— учить, выучить, ученик, учитель, учебник, учебный;

— говорить, разговор, говорливый, говорящий, говорение;

^ Слова, которые имеют один и тот же корень, называются однокоренными

Корень – это главная значимая часть слова, которая выражает общее значение всех однокоренных слов.

Слова, в которых два и более корней, называются сложными, например, кров о теч ение, кров еза мен итель, хрон о метр .

Задание 3. Прочитайте сложные слова и ознакомьтесь с их значением.

Кров отечение, кровезаменитель , кров ообращение; мед работник, мед препарат, мед брат, мед сестра, мед учреждение; тоно метр , термо метр , хроно метр ; трудотерапия, гипнотерапия, дието терап ия; гастроскопия, бронхоскопия, цистоскопия (цистоскопия) ; гипертония, гипотония; урография, рентгенография; тяжело боль ной, душевнобольной.

Задание 4. Аудиоупражнение. Слушайте и произносите, соблюдая нормы литературного произношения.

^ Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Задание 5 . Выделите слова, которые имеют в своём составе суффикс –ТЕЛЬ-. Что он обозначает? Чем отличается значение суффикса –ТЕЛЬ- в последнем примере?

Учить, учитель; преподавать, преподаватель; водить, водитель; писать, писатель; строить, строитель; исследовать, исследователь; выключать, выключатель.

Задание 6 . Выделите слова, которые имеют в своём составе суффикс –ЧИК- (-ЩИК-) или –ЧИЦ(а) (-ЩИЦ(а)). Что он обозначает?

Переводить, переводчик, переводчица; летать, лётчик, лётчица; камень, каменщик, каменщица; грузить, грузчик, стекло, стекольщик; экскаватор, экскаваторщик, сортировать, сортировщик, сортировщица.

Задание 7. Образуйте слова по образцу:

образовать – образова ни е

учить — уч ени е

углубить – углубл ени е

водить — вожд ени е

Что обозначает суффикс –ни(е), ени(е)?

Задание 8 . Выделите суффикс в словах:

Хоккеист, шахматист, теннисист, велосипедист, журналист, окулист.

Что обозначает этот суффикс?

Задание 9. Выделите суффикс в словах:

домик, ключик, носик, мячик, столик, ветерок, снежок, флажок;

стульчик, диванчик, костюмчик, карманчик; девочка, мамочка, папочка, вазочка, кофточка, карточка

Что обозначает суффикс в словах каждой группы?

Задание 10. Выделите суффикс в словах.

Комнатный, вкусный, облачный, холодный, людный, больной, осенний, кожный, грудной.

Что обозначает этот суффикс?

^ Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. ( о приставках)

Задание 11 . Чем отличаются слова в каждой группе?

Ходить: приходить – выходить – переходить – сходить – отходить – уходить – обходить

Писать: приписать – выписать – переписать – списать – написать — надписать;

Читать: вычитать – перечитать – прочитать;

Учить: выучить – изучить;

Черкнуть: подчеркнуть – вычеркнуть – перечеркнуть- отчеркнуть

Задание 12. Образуйте слова при помощи приставок по-; при-; про-; на-; пере-; рас-(раз-); с-; вы-; от; у-; за-; об-

Бежать, ехать, нести, везти, смотреть, делать, кормить, цвести, терпеть, расти, глотать, советовать, касаться,

Задание 13. Рассмотрите словарную статью из словообразовательного словаря русского языка А.Н. Тихонова. На примере корня – боль — вы можете видеть, какое многообразие слов разных частей речи образуется с этим корнем при помощи приставок и суффиксов. Что они означают?

Задание 14. Аудиотекст и аудиоупражнение. Прослушайте диалог.

«На тебе лица нет» – так обращаются к человеку, который выглядит больным или испуганным

«Не утруждай себя» – просьба не беспокоиться в ответ на предложение помощи.

Ответьте на вопросы:

— Что случилось с Жаном?

— Почему Андрей решил, что Жан заболел?

— Что предложил Андрей Жану?

Воспроизведите реплики Жана (звучат реплики Андрея с паузами)

Задание 15. Прочитайте текст, составленный на основе информации на сайте http://www.tssdent.ru.

Кабинет стоматолога – пожалуй, наиболее часто посещаемый пациентами, по сравнению с кабинетами других врачей. Вместе с тем, посещение стоматологического кабинета вызывает у многих людей такой страх, что они предпочитают мучиться от боли, принимать обезболивающие средства, и прибегают к услугам стоматологии лишь тогда, когда драгоценное время упущено. Лечить больной зуб уже поздно, остается только удалить его.

Важно помнить, что профилактика – это одно из правил стоматологии. Профилактический осмотр ваших зубов стоматологом необходим не реже, чем каждые полгода. Ведь если выявить кариес на начальном этапе, вылечить его гораздо легче, чем тогда, когда процесс разрушения зуба зашёл далеко.

Современная стоматология сделала безболезненными и лечебные стоматологические процедуры. Многие ли знают о том, как далеко шагнула стоматологическая наука и практика за последние десятилетия? Только те, кто уже посещал современные стоматологические клиники. Они полностью избавились от страха перед креслом дантиста, потому что знают: боли не будет.

Стоматология XXI века может предложить не только лечение кариеса, удаление и протезирование зубов, но и такие услуги, о которых раньше можно было только мечтать. Это восстановление почти полностью разрушенных зубов, причем восстановленные, «искусственные» зубы нельзя будет отличить от «родных», здоровых.

Читайте так же:
Места установки выключателей нагрузки

И, выйдя из клиники, сияя ослепительной улыбкой, вы навсегда избавитесь от страха перед визитом к стоматологу.

Ответьте на вопросы и выполните задания по тексту:

1. О чём текст? Подберите заголовок.

2. Назовите основное правило стоматологии.

3. Почему кабинет стоматолога посещают чаще?

4. Почему посещение стоматолога вызывает страх у большинства людей?

5. Чем отличается стоматология XXI века?

6. Найдите в тексте однокоренные слова. Назовите однокоренные слова с корнем стомат-, -бол(ь)-, зуб-, профилактик(ч)-

7. Какие приставки употребляются в словах с корнем –бол(ь)? Что они означают?

8. Что означают слова лечение, удаление, протезирование, восстановление, употреблённые в последнем абзаце текста? Что объединяет эти слова? Выделите в них суффикс.

9. Подберите однокоренные слова к слову СТРАХ.

Задание 15. Расскажите о своём первом посещении студенческой поликлиники. Почему вы обратились к врачу? О чём вы говорили с врачом? Какую помощь он вам оказал?

Так как один и тот же блок примеров может быть в разных пособиях и тестах использован по-разному

В каком ряду все слова содержат суффикс –ТЕЛЬ и означают «действующее лицо»?

В каком ряду все слова содержат суффикс –ТЕЛЬ и означают «орудие действия, приспособление для указанного действия»?

Комментарий: деривация всех уровней в школьной программе представлена традиционно плохо, поэтому нет ничего удивительного в неспособности учащихся успешно справляться с заданиями, так или иначе связанными с деривационным аспектом лексики (словообразование – задание ЕГЭ В1) и грамматики (морфемное формообразование – задания А11, А12). Напомним основные принципы морфемного и словообразовательного анализа.

Выделение морфемы должно основываться на понимании ее функции и регулярности обозначаемого ею отношения (возможности воспроизводства слов или форм слова посредством данной морфемы). Так, например, в пособии «Русский язык. Опыт факультативных занятий» мы указывали на то, что при морфемном членении слова и формы следует учитывать исторические чередования звуков (отражающиеся в чередовании букв на письме в пределах одной морфемы).

Часто у учащихся вызывает затруднение отнесение такой «лишней» буквы на стыке морфем к той или иной из них, то есть определение – какая из рядом стоящих морфем является фоновариантом. Мы столкнулись с этим на примерах типа капать – каплет, рубить – рубленый , когда конечный вставочный звук [л] корня учащиеся могут определить как суффикс или даже (?!) отнести к окончанию. Учет регулярного характера морфологических и словообразовательных отношений: подбор соответствующих моделей покажет учащимся, что данный [л] не имеет собственного словообразовательного или формообразовательного значения («ничего не значит», по сравнению, например, с суффиксом –Л- в глагольных формах, где последний имеет значение показателя прошедшего времени), проявляется не во всех однотипных формах, а только после корневых губных согласных и, следовательно, должен быть отнесен к корню слова. Таким образом мы восстанавливаем историческое чередование [П – ПЛ’] (шире – губной согласный // губной согласный+Л’) в однокорневых словах, подобно «известным» учащемуся чередованиям типа [С — Ш] в писать – пишу , [Д – ЖД — Ж] в ходок – хождение – прохаживаться и так далее.

Нелишне напомнить, что морфемная структура слова и формы соотносится с категориальным значением последней – для неизменяемых частей речи, таких как деепричастие и наречие, нереально выделить окончание ( изменяемую часть слова , как его определяет учебник), а для изменяемых частей речи, таких как личное местоимение, напротив, выделение окончания в форме обязательно.

Наконец, на правильном выделении морфем сказывается противоречие между звучанием и графическим оформлением слова. Так, не совсем верно выделять в качестве окончания в слове мнение конечную букву Е, поскольку данная буква обозначает два звука [йэ], а при изменении слова меняется только второй из них – гласный звук. Получается, что в идеале установление границ между морфемами следовало бы проводить по транскрипции.

Решив вопрос, что означает данная морфема в данной словоформе (или в данном слове – для словообразования), определив ее границы по отношению к другим морфемам, мы пытаемся воссоздать аналогичную ситуацию – образовать подобную форму при помощи этой морфемы от другой основы (например, выделив суффикс –ЕЕ в форме сравнительной степени добрее , пытаемся образовать сравнительную степень с тем же суффиксом от других прилагательных: хитрее, смелее и так далее) или образовать новое слово подобной структуры при помощи выделенной морфемы от другого слова (выделив суффикс –ТЕЛЬ со значением «тот, кто выполняет данное действие» в слове учитель , образовываем слова с таким же общим значением от других глаголов: водитель, мучитель и так далее). Если аналогичные образования получаются без труда, сохраняют единство грамматического (в первом) или словообразовательного (во втором случае) значения, значит решение задачи верно.

Задание А11, как правило, не вызывает затруднений у учащихся, поскольку, с одной стороны, предполагает механическое расчленение формы на минимальные значимые части и – с другой – содержит только примитивные, допускающие такое расчленение на уровне букв примеры.

Проблему может составить только «проведение границы» между однотипными морфемами (двумя приставками, двумя суффиксами), однако описанные выше представления о деривационном процессе это затруднение снимают.

При решении задания А12, где обычно требуется определить частеречную принадлежность формы из микротекста, помощь окажет обратный механизм рассуждения: однотипные части речи образуются при помощи однотипных морфем. Рассуждая примитивно, приходим к выводу, например, что изменяемые единицы с суффиксами –УЩ, -АЩ, -ИМ, -ЕНН, -Т и так далее, образованные от глаголов, являются причастиями, а конкретный суффикс «помогает» определить залог и время конкретного причастия. Соответственно, отглагольные неизменяемые образования с суффиксами –А (-Я), -В (-ВШИ) – это деепричастия и так далее.

Читайте так же:
Выключатель регулятор обогрева сидений

Задание В1 является самым «проблемным», поскольку посвящено исключительно словообразованию. Иногда требуется в слове, содержащем несколько служебных морфем, выделить именно ту, с помощью которой образовано данное слово, то есть установить минимальный шаг деривации. Справиться с такого рода заданиями поможет только четкое представление о способах русского словообразования, навык логического мышления, видение межсловных связей и отношений.

К сожалению, в самих тестах ЕГЭ и тренировочных заданиях к ним такое представление отсутствует. Так, (и это можно было заметить по упражнению 15) понятие сложения в ЕГЭ трактуется совершенно иначе, чем в академической науке: этот термин объединяет здесь и морфемное сложение, и образования с соединительной гласной, и семантическое сращение. В ряде тренировочных заданий мы обнаружили неверную интерпретацию словообразовательного способа: конфиксальное (или приставочно-суффиксальное, как его называет ЕГЭ) образование объяснялось как приставочное. Очевидно, возможны и другие ошибки и неточности, так что относиться к тренировочным материалам по этой теме следует с осторожностью.

Упражнение 18. Культура речи (к заданиям А6/7/31).

Объясните речевые и грамматические ошибки в предложениях.

Летом мы с пацанами ходили в поход с ночевкой, и с собой взяли только необходимое: картошку, палатку и Марию Ивановну.

Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому!

Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.

Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.

Герасим поставил на пол блюдечко, и стал тыкать в него мордочкой.

Герасим налил Муме щей.

Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.

Вдруг Герман услыхал скрип рессор. Это была старая княгиня.

У Ростовых было три дочери: Hаташа, Соня и Hиколай.

Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.

У Чичикова много положительных черт: он всегда выбрит и пахнет.

Шелковистые, белокурые локоны выбивались из-под её кружевного фартука.

Сыновья приехали к Тарасу и стали с ним знакомиться.

Костёр замёрз и угли закоченели.

По двору гуляли куры, утки и прочая домашняя утварь.

Еще в полях не стаял снег, а воды уж весной шумит.

Когда русские дружинники вышли на поле битвы, из-за кургана выскочило монголо-татарское иго.

Hа поле раздавались стоны раненых и мертвых.

Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

В горницу вошел негр, румяный с мороза.

Упражнение 19. Культура речи ( к заданиям А7/31).

Найдите в каждом блоке предложение, которое содержит грамматическую ошибку.

1) Выдвижение кандидатуры Иванова на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.

2) Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью, чистотой.

3) Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

4) В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.

1) В журнале опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатова «Соседки» обращает на себя внимание роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

1) Вопреки моему желанию, они познакомились.

2) Преподаватель отобрал и посоветовал учащемуся воспользоваться дополнительной литературой.

3) Учителя уделяют немало внимания правилам орфографии и пунктуации.

4) Туристы пошли на опушку леса навстречу остальным участникам группы.

1) Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.

2) Пользователи компьютеров должны периодически проводить профилактику заражения системы различными вирусами.

3) В картине Ф. Васильева «Оттепель» есть движение, неуловимое ощущение напряжённости мгновения.

4) Кто бы ни читал о жизни Якова Брюса, все поражались глубине и широте его познаний в самых различных областях.

1) Благодаря труду реставраторов сегодня мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.

2) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.

3) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

4) Когда смотришь на памятник Лермонтову, кажется, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни в нём.

Комментарий: культура речи, по нашему мнению, неизбежно совмещает то, что в ЕГЭ пытаются разделить, а именно – грамматические, лексические и стилистические нормы. Однако именно взгляд на слово, форму, контекст как на целое помогает избежать ошибок и формирует правильную (независимо от словарных и телевизионных новаций) речь. Поэтому в данном пособии материал ЕГЭ в очередной раз оказывается «деформированным», а примечания к упражнениям – слишком «узко сформулированными». Действительно, если каждое задание из блока «Лексикологии» было связано так или иначе с «Культурой речи», то естественно ожидать, что вторая упомянутая составляющая будет так или иначе связана с первой. Надеемся только, что сам материал, с которым мы работаем, не будет повторяться. Очевидно, что то же самое в некоторой степени может быть отнесено и к следующей группе упражнений.

Грамматика Блок 1. Ключевые вопросы русской морфологии

Существительные, прилагательные и определительные местоимения в русском языке изменяются по родам, числам и падежам. В русском языке три рода: мужской род, женский род и средний; два числа: единственное число и множественное число; шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чем?).

Читайте так же:
Дефекты автоматических выключателей таблица

Упражнение 1. Распределите данные существительные на три группы по родам.

Газета, письмо, книга, мыло, стена, окно, аудитория, институт, магазин, предложение, подлежащее, сказуемое, слово, мел, семья, внук, внучка, дядя, тетя, женщина, мужчина, дедушка, бабушка, фабрика, солнце, полотенце, ручка, карандаш, учебник, паспорт, документ, машина, автобус, колесо, завод, муж, жена, дочь, год, неделя, март, пятница, воскресенье, понедельник, среда, четверг, стадион, спортсмен, здание, суббота, пол, шкаф, сад, место, мост, почта, бассейн, библиотека, фирма, крыло, сувенир, телевизор, экзамен, студентка, компьютер, работа, пианино, улица, собака, дача, телефон, урок, город, офис, школа, песня, ошибка, кинотеатр, машина, сувенир, лето, зима, друг, подруга, продавец, плащ, зеркало, магнитофон.

Упражнение 2. Запомните род некоторых существительных с на конце.

Мужской род: словарь, гость, фонарь, портфель, путь, рубль, конь, январь, февраль, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, календарь, картофель, гель, дождь, день, тюлень, король, шампунь.

Женский род: бандероль, тетрадь, площадь, ладонь, вещь, лошадь, любовь, кровь, дверь, речь, кровать, фасоль, вермишель, молодежь, цель, ночь, помощь, жизнь, осень, мебель, моль, мышь, акварель, брошь, пастель.

Существительные с суффиксом -тель относятся к мужскому роду: учитель, преподаватель, руководитель, заместитель, воспитатель, строитель, зритель, житель, писатель, покупатель, приятель, выключатель, председатель, указатель, смеситель и др.

Существительные с суффиксом —ость относятся к женскому роду: новость, радость, верность, жидкость, опасность, скорость, специальность, возможность, часть, особенность, способность, честность, необходимость, потребность, аккуратность, чуткость, плоскость и др.

Существительные на относятся к мужскому роду: музей, край, сарай, май, самурай, трамвай, рабочий и др.

Упражнение 3. Ответьте на вопросы, заменяя существительные личными местоимениями он, она, оно.

О б р а з е ц: Где стоит шкаф? – Он стоит здесь (там, слева, справа, рядом, далеко, недалеко, близко, вверху, внизу)

Где висит плащ? Где эта улица? Где дом? Где находится деканат? Где сидит друг? Где лежит мыло? Где стоит диван? Где едет автобус? Где лежит словарь? Где идет мужчина? Где стоит женщина? Где находится телефон? Где остановился трамвай? Где висит картина? Где летит самолет? Где течет река? Где лежит сумка? Где стоит памятник? Где бежит мальчик? Где ручка?

Упражнение 4. Вставьте подходящие существительные.

Это журналист или …? Он студент, а она …? Это преподаватель, а это … . Ваш сын студент или …? Ты знаешь, что он писатель? Она тоже … . Вот мой друг, а это … . Ваша мать врач или … ? Вы уверены, что он школьник, а она …? Это имя, а это … . Это чемпион, а вот … .

Упражнение 5. Ответьте на вопросы, используя местоимения мой – моя – моё; твой – твоя, твоё; наш – наша – наше; ваш – ваша – ваше.

Чей это портфель? Чья книга? Чья ручка? Чей паспорт? Чей билет? Чья одежда? Чья кровать? Чей ребенок? Чьё письмо? Чьё место? Чья машина? Чей ключ? Чья тетрадь? Чья фотография? Чей носок? Чья шапка? Чьё полотенце? Чей документ? Чья посуда? Чей учебник? Чей это зонтик? Чья это записка? Чьё тут имя? Чья подпись?

Упражнение 6. Прочитайте текст. Опишите одну из своих фотографий.

— Чья это фотография? – Это моя фотография. – А это кто? – это наша семья. Вот мой отец, а это моя мать. Рядом сидит наша бабушка, а это наш дедушка. Слева моя сестра и мой брат. Это я, а рядом наш кот.

Упражнение 7. Составьте с данными словами предложения по образцу.

О б р а з е ц: Ежедневник – Это мой ежедневник. Фамилия – Это моя фамилия. Яблоко – Это моё яблоко.

Калькулятор. Карандаш. Внук. Внучка. Журнал. Школа. Собака. Адрес. Словарь. Фотоаппарат. Масло. Мыло. Кольцо. Дядя. Тетя. Бабушка. Хлеб. Вилка. Тарелка. Словарь. Машина.

Упражнение 8. Закончите предложения.

1. Мой дядя – хирург. Моя тетя тоже … . 2. Наталия Петровна – профессор. Ольга Павловна тоже … . 3. Вот мой кот, а это моя … . 4. Моя сын – фигурист и моя дочь тоже … . 5. Мой коллега – переводчик, моя коллега тоже … . 6. Моя сестра – учительница. Твой брат тоже … . 7. Вот мой друг и моя … .

Упражнение 9. Определите род заимствованных существительных. Помните, что неодушевленные существительные, как правило, относятся к среднему роду. Допишите окончания прилагательных.

Быстр… метро, горяч… какао, зимн… пальто, стар… пианино, юн… леди, умн… шимпанзе, яблочн… пюре, овощн… рагу, широк… шоссе, интересн… кино, шотландск… виски, спел … манго, коротк… интервью, маленьк… пони, разнообразн… меню, модн… пальто, зелен… авокадо, нов… жалюзи, красив… кашпо.

Упражнение 10. Ответьте на вопросы по образцу. Не забывайте, что местоимения его, её, их не изменяются по родам.

О б р а з е ц: Это ваш пиджак? – Нет, это не мой пиджак, а его (ее, их).

Это ваша дочь? Это ваша справка? Это ваш зонт? Это наш журнал? Это твоё пианино? Это твоя лошадь? Это ваш автомобиль? Это ваш ребенок? Это твой ботинок? Это наш учитель? Это твой врач? Это твой адрес? Это твоя комната? Это ваша вещь? Это ваш плеер? Это твой друг? Это твоё полотенце?

Упражнение 11. Назовите форму единственного числа существительных.

Телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты, кабинеты, инженеры, ветры, годы, театры, храмы, аквариумы, спортсмены, чемпионы, туристы, месяцы, столы, карандаши, автобусы, шкафы, торты, лифты, аэропорты, часы, пакеты, футболисты.

Читайте так же:
Автоматический выключатель ba47 29 c25

Квартиры, стены, буквы, лампы, сестры, гостиницы, школы, звезды, женщины, минуты, секунды, телеграммы, газеты, горы.

Уроки, мальчики, парки, сапоги, рубли, волки, зубы, орехи, враги, звуки, шаги, сапоги, круги, утюги, переводчики, пальчики.

Выставки, туфли, копейки, ноги, руки, булки, бутылки, вилки, тарелки, точки, подушки, бумаги, сумки, майки, дороги, фабрики, картинки, реки.

Товарищи, карандаши, ножи, ключи, врачи, мячи, этажи, плащи, лучи, овощи, ночи, мыши, стеллажи, кирпичи, свечи, вещи.

Словари, тетради, преподаватели, календари, двери, площади, брови, кони, лошади, дожди, очереди, корабли, рубли, читатели, жители, приятели, роли, мысли, ткани, дни.

Недели, деревни, семьи, тети, дяди, капли, земли, статьи, песни, идеи, фамилии, армии, теории, профессии, организации, традиции, лекции.

Письма, слова, окна, числа, кресла, моря, платья, здания, упражнения, предложения, задания, облака, зеркала, кольца, заявления, впечатления, объявления, растения, значения, мнения, общежития, занятия, поля.

Дома, леса, берега, города, вечера, профессора, номера, голоса, поезда, глаза, учителя, доктора, сторожа, повара.

Упражнение 12. Образуйте форму множественного числа по моделям.

Волос – волосы, сюрприз, студент, трактор, сад, портрет, милиционер, актер, пульт, машинист, чемодан, кот, баран, куст, слон, вокзал, ответ.

Флаг – флаги, предлог, рисунок, подарок, диск, хомяк, лак, старик, платок.

Газета – газеты, птица, рыба, карта, граница, сковорода, страна, больница, война, кассета, дискета, лопата, борода.

Лодка – лодки, библиотека, ошибка, кошка, матрешка, бабушка, подушка, пятерка, полка, этажерка, стойка, двойка, терка.

Этаж – этажи, нож, карандаш, ключ, москвич, луч, товарищ, ночь, вещь, мышь, мелочь, врач, грач.

Музей – музей, самурай, случай, трамвай, урожай.

Корабль – корабли, площадь, ладонь, бровь, рубль, шампунь, преподаватель, водитель, спектакль, ноль, болезнь, степь, зверь.

Тетя – тети, фамилия, линия, аудитория, песня, кухня, лекция, партия, сотня, станция, теория, история, компания.

Окно – окна, место, лицо, государство, облако, слово, чувство, зеркало, дело, письмо, пятно, колесо, стекло, желание, событие, платье, сообщение, собрание, растение, здание, мнение, окончание.

Глаз – глаза, адрес, город, лес, дом, берег, голос, вечер, поезд, номер, доктор, директор, учитель.

Упражнение 13. Образуйте форму множественного числа от данных существительных.

Тысяча, минута, километр, сигара, сестра, дама, женщина, число, яйцо, урок, забор, завод, фабрика, зуб, сердце, облако, самолет, кресло, птица, жираф, лиса, дождь, бригада, пол, стол, полка, матрешка, ведро, пакет, море, город, деревня, миллион, сотня, дорога, лекция, аудитория, шаг, холодильник, спутник, подруга, шутка, лопата, ручка, ступенька, этаж, вечер, сапог, утюг, кастрюля, вилка, нож.

Мать, дочь, брат, друг, лист, дерево, стул, цветок, ребенок, человек, муж, жених, невеста, нога, рука, шапка, туфля, свеча.

Упражнение 14. Укажите среди данных существительных такие, которые употребляются только в форме множественного числа.

Очки, деньги, дела, духи, переговоры, встречи, минуты, весы, сутки, литры, метры, такси, брюки, джинсы, танцы, клубы, стулья, игры, волосы, лыжи, штаны, аудитории, зимы, ножницы, вещи, котлеты, рыбы, грибы, медведи, пирожки, шторы, ковры, зайцы, карты, бананы, шпроты, мультфильмы, компьютеры, трусы, галстуки.

Упражнение 15. Замените формы единственного числа на формы множественного числа по образцу.

О б р а з е ц: (Дом) Это чей дом? – Это мой дом. А это чьи дома? – Это наши дома.

Друг, враг, компьютер, учитель, книга, автомобиль, мотоцикл, полотенце, кольцо, вещь, колбаса, рисунок, крем, дочь, словарь, цветок, игрушка, тарелка, вилка, салфетка, мотоцикл, сигарета, чемодан, конверт, значок, комната.

Упражнение 16. Замените формы множественного числа на формы единственного числа.

О б р а з е ц: Здесь лежали мои перчатки – Здесь лежала моя перчатка.

1. Эти девушки очень красивые. 2. У меня модные кофты. 3. Какие у вас были рисунки? 4. Мне нужны шариковые ручки и карандаши. 5. Мои дети были дома. 6. Эти люди смотрели телевизор. 7. Троллейбусы ушли в парк. 8. Мы купили новые машины. 9. Это мои комнаты. 10. Посмотрите мои подарки: книги, открытки, куклы, украшения.

Упражнение 17. Замените, где можно, формы множественного числа формами единственного числа.

О б р а з е ц: Я нарисовал дома, трамваи, деревья, сады. – Я нарисовал дом, трамвай, дерево, сад.

1. Мы взяли санки и лыжи. 2. Студенты гуляют. 3. У меня есть золотые кольца, цепочки, браслеты. 4. Это девушки и юноши. 5. Они едят груши, лимоны, яблоки, виноград. 6. Мы видели фильмы, читали книги, слушали песни. 7. Вот мои игрушки: куклы, машинки, часы, кубики. 8. Я купила книги, рубашки, очки, ботинки, майки. 9. Я часто пью соки, газированные напитки. Мои братья читают газеты и журналы. 10. Здесь продают компьютеры, принтеры, сканеры, телевизоры, ксероксы. 11. Мне нужны билеты в театр.

Своя игра по филологии (общие вопросы 10-11 класс)
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс) по теме

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

Великий и могучий Вспомним правила Персонажи и детали Литература в лицах Афоризмы Жизнь замечательных людей 10 20 30 40 50 10 10 10 10 10 20 20 20 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 40 50 50 50 50 50 30 10 20 30 40 50 10 10 10 20 20 20 30 30 40 40 40 50 50 50 30

Какое слово лишнее в ряду: Преподаватель, выключатель, учитель, издатель, водитель?

По какому признаку можно объединить слова: староста, соня, умница, зубрила?

Слова общего рода

Определите тип односоставного предложения: Все время хотелось есть.

Определите способ образования современного слова « перепост ».

Бессуфиксальный (нулевая суффиксация)

К какой части речи относится слово стремглав в предложении: «Прочтя печальное посланье, Евгений тотчас на свиданье стремглав по почте поскакал»?

Читайте так же:
Блок розеток 220в 8 розеток 10а выключатель 1u

Определите, о какой букве русского алфавита идет речь: По начертанию она восходит к букве « ерь » кириллицы, у которого не было числового значения, до 12 века обозначала редуцированный гласный, который либо исчез, либо перешел в букву «Е»

В каком слове допущена ошибка: адъективный, обезьяна, аръергард , адъютант, льете?

Посчитайте количество орфографических ошибок в предложении: По утренему яркий свет проник в комнату и все стало казатся живым и теплым.

3 По — утре нн ему яркий свет проник в комнату и все стало казат ь ся живым и теплым.

В каком ряду все слова написаны верно: П ридти , чечётка, они хнычут Пышащий здоровьем, подозревать, ассамблея Прискорбный, замешанный на сметане, явственный Диспетчер, крещенный огнем, посвещение в студенты

3) Прискорбный , замешанный на сметане, явственный

Определите, какие ошибки в предложении Он стремился не только овладеть итальянской техникой живописи, но и умением добиваться определенных цветовых эфектов путем смешивания красок. А) орфографическая и грамматическая Б) пунктуационная и орфографическая В) орфографическая Г) пунктуационная и грамматическая

Он стремился не только овладеть итальянской техникой живописи, но и умением добиваться определенных цветовых эффектов путем смешивания красок. А) орфографическая и грамматическая

Сколько запятых надо проставить в предложении? Видно здесь идет непримиримая борьба между деревьями не на жизнь а на смерть и в сущности перед нами не просто лес а поле битвы не прекращающейся ни днем ни ночью.

8 Видно , здесь идет непримиримая борьба между деревьями не на жизнь , а на смерть , и , в сущности , перед нами не просто лес , а поле битвы , не прекращающейся ни днем , ни ночью.

Назовите человека с портрета

Александр Сергеевич Грибоедов

Назовите обоих персонажей с иллюстрации

Обломов и Захар

Кто из писателей скрыт от вас на фото?

К какому произведению сделаны данные иллюстрации?

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Перед вами один и тот же персонаж в разном исполнении. Кто это?

Николай Ростов «Война и мир»

Какая личность изображена на фотографии?

Анна Андреевна Ахматова

Из какого произведения взяты строки: «Не хочу учиться – хочу жениться»?

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Из какого произведения взяты строки: «Служить бы рад – прислуживаться тошно»?

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Из какого произведения взяты строки: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Из какого произведения взяты строки: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Какой герой произносит строки: « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! »

Григорий Александрович Печорин

Этот писатель вспоминал о жестокости своей матери и в итоге сделал ее прототипом героини своего произведения – злой и своенравной барыни.

Назовите имя и девичью фамилию жены А.С. Пушкина

Сколько лет провел Ф.М. Достоевский в Омском остроге?

В каком знаменитом учебном заведении училась Анна Ахматова?

Эту женщину знают все с самого детства. Ей посвящены стихотворения одного из поэтов. Ее фамилия – Яковлева. Назовите имя и отчество.

Что стало символом начала новой жизни Андрея Болконского?

Какие цветы продавала на базаре Лиза из произведения Кармзина ?

В произведении Н.В. Гоголя есть один предмет, который, согласно тексту произведения, умещается в носовой платок, хотя в реальности это невозможно. Какой это предмет?

Шинель « Он вынул шинель из носового платка, в котором ее принес…»

Что предостерегает князя Игоря от похода на половцев?

Какой персонаж хранил в своем шкафу засохший кусок кулича, чтобы предлагать его своим гостям?

Плюшкин из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

О каком герое идет речь: « . Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.. »

Андрей Соколов из рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Своя игра» викторина по сказкам для 5-6 классов

«Своя игра» — известная телепередача и интересная форма проведения викторины. Игра состоит из 3-х туров. В 1-ом и 2-ом турах участвуют команды, в 3-ем туре – по одному представи.

» Своя игра» по математике для учащихся 8-9 классов коррекционной школы

Игра является аналогом телевизионной игры «своя игра».В игре участвют 3 команды.Вместо денег учащиеся зарабатывают баллы, учет которых ведет жюри. Команда, набравшая нибольшее количество баллов, стано.

«Своя игра» по литературе и МХК для 9 класса

Игра составлена на основе программного материала по литературе и МХК за 9 класс.

Своя игра «Герои земли Владимирской» для 6-8 классов

Презентация с патриотическим оттенком поможет выяснить знания учащихся об истории родного края. Может быть использована на внеклассном мероприятии посвященном « Дню Отечества».

«Своя игра» по блоку «Древний Восток» в 5 классе.

Игра предназначается для учащихся 5х классов, проводится после изучения блока «Древний Восток». Повторительно-обобщающий урок, проверка знаний учащихся. Учебник — Годер Г.И. «История Древнего мира». (.

Познавательная игра по биологии «Своя игра.Живая планета»для учащихся 6 — 7 классов

Познавательную игру «Своя игра. Живая планета» можно провести как внеклассное мероприятие и урок обобщения за 1 полугодие в 6-7классах, изучающих раздел биологии «Бактерии. Грибы. Растения». Воп.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector