Nashidvery.ru

Наши Двери
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мой секрет

Простой плавный выключение ламп авто. Плавное включение и отключение света в салоне автомобиля

Поводом, написать эту статью, послужило желание сделать ещё одну версию популярного среди автолюбителей устройства — диммера для плавного включения-выключения света в салоне автомобиля.

В данном устройстве при открывании двери автомобиля свет лампы освещения салона зажигается плавно за 5 секунд, горит постоянно 10 секунд на максимальной яркости, а потом плавно гаснет за 5 секунд. Весь цикл получился примерно 20 сек.

Если после открывания двери оставить её постоянно открытой, свет погаснет сам по истечении 3-х минут в целях избежать разряд аккумулятора.

Инициализация запуска устройства происходит при открывании двери автомобиля, когда водитель открывает дверь, или пассажир выходит. При этом происходит замыкание на массу контактов штатного концевика двери для включения освещения салона автомобиля.

Если дверь долго остаётся в открытом состоянии, схема запускает таймер, лимитирующий продолжительность горения света приблизительно до 3-х минут. При закрывании двери схема снова переходит в дежурный режим ожидания. В этом режиме потребление тока схемой мизерное, поскольку микроконтроллер переходит в «спящий» энергосберегающий режим работы.

В схеме применён недорогой AVR-микроконтроллер фирмы ATMEL ATtiny13 , для тактирования использована частота внутреннего RC генератора 9,6 мГц.

Как выставить фьюзы при программировании, показано на картинках.


Микросхема стабилизатора 78L05 может быть заменена 7805 . Полевой N-канальный транзистор я применил IRFR024N , можно поставить и 55L03LT , а если подобных транзисторов нет, можно рекомендовать более доступный в торговой сети IRFZ44 .

Все необходимые контакты проводки автомобиля находятся рядом с лампой салона автомобиля. Провод от лампы освещения салона со стороны (-) штатного выключателя соединяется с выводом схемы «3», со стоком выходного транзистора, или в разрыв этого провода. Провод от концевого выключателя двери соединяется с выводом «4». Питание + 12 вольт, соответственно, с проводами схемы автомобиля «2», идущими к этим соединениям. А общий провод (-) с контактом схемы «1».

Поскольку у разных моделей автомобилей электрическая схема под ключения лампы освещения салона может различаться, я привёл лишь общую, для понимания работы устройства, схему.

Небольшие габариты платы устройства позволяют разместить её в пустотах пространства рядом с лампой освещения салона. Плату предварительно следует поместить в пластиковый изолированный корпус. Схема соединяется всего 4-мя проводами, поэтому может быть легко и быстро смонтирована.

Для наглядности, как вариант подключения, приведена схема подсоединения лампы салона в автомобиле AUDI 80 (90-х годов выпуска). Штатный выключатель Sa2 при этом надо установить в положение «включить».

Сегодня мы расскажем, как своими руками сделать универсальную схему плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.

Ранее я публиковал , но некоторым автомобилистам она может показаться слишком сложной для повторения. Я решил опубликовать самую простую схему задержки выключения и плавного гашения света на конденсаторе и нескольких вспомогательных элементах. Эта подойдет для любого автомобиля, вне зависимости от производителя. Все что вам потребуется, это припаять схему параллельно клемам подключения вашего салонного фонаря.
Давайте рассмотрим как действует схема. Верхний на схеме диод защищает схему от переполюсовки и препятствует обратному ходу тока. То есть предотвращает разрядку конденсатора на других потребителей кроме лампы салона. В некоторых параллельно лампе салона установлена лампа освещения багажника. Чем больше потребителей, тем большую емкость конденсатора придется задействовать для организации плавного тушения света.
Далее, ток поступает непосредственно на лампу и на номиналом несколько Ом (на схеме указан 1 Ом). Его функция заключается в ограничении тока зарядки конденсатора.
При подключении разряженного конденсатора к бортовой сети автомобиля будет наблюдаться большой импульс тока, так как в разряженном виде конденсатор представляет собой КЗ, что может вывести из строя предохранитель отвечающий
за цепь освещения салона. Через этот резистор происходит заряд конденсатора и накопление в нем энергии, которая при отключении освещения (на схему перестанет поступать напряжение от борт сети) начнет отдавать запасенную энергию через резистор и параллельно ему подключенный диод к нашей лампочке.
По мере разряда конденсатора напряжение на лампе будет падать и будет создаваться визуальный эффект плавного отключения освещения салона. Время задержки выключения подсветки определяется емкостью конденсатора, чем выше емкость, тем больше задержка.

Читайте так же:
Выключатели света беспроводные бренды

Следует отметить, что в случае применения в осветителе не ламп накаливания, а светодиодных лампочек потребуется меньшая емкость конденсатора и резистор осуществляющий «дотушивание» . Это вызвано тем, что ток потребляемый при снижении напряжения (на конденсаторе) не линеен и сильно падает при снижении напряжения до 7-8 вольт.
Без дотушивающего резистора вы увидите плавное тушение до определенного предела, а после лампа будет еще минуту светиться в 10% яркости.

В данной статье мы рассмотрим схему плавного отключения света в салоне автомобиля. Данная схема может подойти к любому автомобилю, в независимости от его марки, так как не является слишком сложной и требует простой установки параллельно контактам салонной лампочки освещения.

Перейдем непосредственно к изучению схемы. Вверху схемы мы видим диод, который служит защитным устройством для всей схемы, так как предотвращает смену полюсов и изменению движения тока. Иными слова можно сказать, что диод препятствует разрядке конденсатора от других приборов в салоне автомобиля и работает только с лампой освещения внутри салона. Иногда в некоторых марках автомобилей, возле выключателя освещения салона, устанавливается и выключатель освещения в багажнике. В этом случае потребуется установка более емкого конденсатора для плавного выключения освещения в обоих источниках света, так как чем больше потребителей тока находится в одной цепи, тем больший потребуется объем в конденсаторах.

При подключении конденсатора к цепи проверьте его степень зарядки, так как при разряженном состоянии, конденсатор играет роль КЗ, и при подключении к цепи может деформировать предохранитель освещения в салоне.

Установив конденсатор к цепи, тот через резистор накапливает в себе определенный объем энергии и при отключении тока через бортовой источник питания, конденсатор высвобождает накопленную энергию, которая в дальнейшем поступает к резистору и диоду, параллельно которым установлена наша лампочка.

При разряде конденсатора напряжение в цепи будет плавно падать, благодаря чему лампочка медленно погаснет. Управлять временем гашения лампы можно при помощи конденсатора большего объема. Чем больше объем у конденсатора, тем медленнее будет гаситься свет в салоне автомобиля.

Следует учесть, что при установке схемы параллельно светодиодной лампочке, вместо обычной лампы накаливания, потребуется установка конденсатора меньшего объема и резистора с системой «дотушивания», так как слишком большое напряжение в цепи может привести к перегоранию светодиодов, а применение обычного резистора без системы «дотушивания» приведет к тому, что светодиоды плавно потухнут, но будут светить на 10% яркости в течении одной минуты.

12-вольтовой подогреватель тосола Подогреватель антифриза на 12 вольт, электроподогреватель тосола

Плавное выключение света в салоне автомобиля

Во многих иностранных автомобилях есть функция плавного выключения света в салоне. Мне тоже захотелось иметь в своём автомобиле такое удобство. Для этого я собрал устройство на двух транзисторах, трёх резисторах, одном диоде и оксидном конденсаторе. Его схема приведена на рис. 1.

В момент размыкания штатного дверного конечного выключателя SF1 автомобиля при закрывании дверей конденсатор С1 разряжен, поэтому по цепи +12 В, лампа салона EL1, C1, R1, эмиттерные переходы транзисторов VT1, VT2 и общий провод начинает протекать ток. Транзисторы VT1, VT2 открываются. За счёт действия ООС по напряжению, образованной цепью R1C1, на транзисторах устанавливается напряжение 1,4. 1,5 В, равное суммарному на их эмиттерных переходах (конденсатор С1 разряжен, а сопротивление резистора R1 мало). На лампе EL1 удерживается напряжение бортовой сети (+12 В) за вычетом указанного падения напряжения на транзисторах. Лампа ярко светит.

Читайте так же:
Как защитить светодиоды по току

Конденсатор С1 начинает заряжаться, а ток через него уменьшаться. Это приводит к уменьшению базовых и коллекторных токов транзисторов VT1, VT2. Ток через лампу EL1 и напряжение на ней падают, и она плавно гаснет. Время полного выключения зависит от мощности лампы EL1, ёмкости конденсатора С1, сопротивления резисторов и коэффициентов передачи токатранзисторов VT1, VT2. В авторском варианте оно примерно равно 5 с. Для быстрой разрядки конденсатора при открывании любой двери установлен диод VD1.

В устройстве можно применить транзисторы средней (VT1) и большой (VT2) мощности любого типа. В случае применения транзисторов структуры p-n-p необходимо изменить полярность подключения конденсатора С1 и полярность подключения устройства к штатному выключателю SF1 автомобиля. При сборке конструкции я применил навесной монтаж элементов, разместив транзисторы на небольшом теплоотводе (рис. 2). Поскольку транзисторы находятся в активном режиме короткое время (5с), установка их на теплоотвод не обязательна.

Правильно собранное устройство не требует налаживания. При необходимости изменить время выключения света в салоне следует подобрать ёмкость конденсатора С1. Чем она больше, тем больше задержка выключения света, и наоборот. Установить собранное устройство можно в любом удобном месте, я разместил его в центральной стойке автомобиля, рядом с выключателем освещения. Благодаря малому току потребления в выключенном состоянии оно не влияет на работу охранной сигнализации, также подключённой к дверным выключателям.

Данное приспособление служит для контроля за освещением салона автомобиля — медленного включения и выключения лампы в момент открывания дверей. Устройство снабжено двумя фактически самостоятельными каналами, то есть, возможно, управлять передней и задней лампой освещения. С функционированием устройства можно ознакомиться на следующем видео.

Описание работы схемы плавного гашения света в салоне авто

Схема построена на недорогом и популярном микроконтроллере PIC12F629. Контроль за яркостью свечения лампы организован при помощи ШИМ. Его частота составляет приблизительно 200 Гц, этого хватает для светодиодных ламп и ламп накаливания.

Если открыть одну из задних дверей автомобиля – начинает светиться задняя лампа освещения салона, если же ее закрыть, то лампа медленно погаснет. Так же работает и передний светильник, с одной единственной разницей – затухание света происходит медленнее.

Если же открыта дверь водителя, то в этом случае включаются сразу передняя и задняя лампа салона. После закрытия водительской двери, передняя лампа салона начинает гаснуть на 1 секунду позже, чем задняя. Если автомобиль заведен, то быстрота выключения ламп салона увеличена приблизительно в 3 раза.

Устройство достаточно простое, в нем нет ни кварца (тактирование происходит от внутреннего генератора), ни каких либо иных избыточных радиоэлементов. Ключи управления лампами выполнены на составных транзисторах для осуществления функционирования ламп накаливания. Если в освещении применены светодиоды, то возможно применить и один транзистор, допустим S8050, взамен 2-х (КТ315 и КТ817), поскольку светодиоды потребляют значительно меньший ток по сравнению с лампой накаливания.

Чтобы работа устройства была правильной, необходимо разделить штатные выключатели в дверях автомобиля, помимо 2-х задних дверей. Электрическая схема видоизменения электропроводки изображена ниже. Если применяется авто сигнализация — то необходимо включить в схему три диода, так как изображено на принципиальной схеме.

Модернизация освещения в салоне автомобиля.

Модернизация освещения в салоне автомобиля.

— задержка на выключение;

— автоматическое отключение («забытый свет»);

— автоматическое выключение при простое.

В данном случае модернизировалось освещение салона автомобиля Chevrolet Aveo, но по этому примеру можно доработать и другие модели авто, у которых такие опции изначально не предусмотрены.
В качестве прототипа взята разработка из темы «Автодимер (вічливе світло)» форума. Автор идеи — Vakula.

Принципиальная схема.

Описание схемы.

Переключатель SWITCH — штатный переключатель режима работы. Левое положение — освещение включено, центральное положение — автоматическая работа, правое положение — выключено.

Читайте так же:
Кабель как найти ток утечки

Выключатель DOOR — штатный концевик дверей. Замкнут, когда двери открыты.

Q1, Q2 — управление питанием устройства. При включении освещения коллектор транзистора Q2 через диод D1 замыкается на общий провод. Транзистор Q1 открывается и подает напряжение на стабилизатор U2, который формирует +5V для питания МК.

Вывод 2 МК через диод D8 также оказывается замкнут на общий провод, для МК это является признаком, что освещение включено. С вывода 3 МК через резистор R10 на базу транзистора Q2 подается открывающее напряжение. Теперь питание схемы не зависит от состояния переключателей.

МК формирует ШИМ для плавного включения светодиодов. Q3 выполняет роль усилителя.

Когда переключатели перейдут в положение «отключено», на выводе 2 МК сформируется высокий логический уровень и программа приступит к выключению освещения.

При работающем двигателе свет плавно потухнет сразу же. Если двигатель не работает — свет потухнет с задержкой времени.

Работу двигателя МК определяет по напряжению бортовой сети через делитель R4, R5.

Если свет включен больше заданного времени, то он отключится автоматически.

Отключение происходит плавным снижением яркости, а затем МК закрывает транзистор Q2 следом также закрывается Q1 и вся схема обесточивается. Устройство переходит в дежурный режим.

Настройка.

Для настройки некоторых параметров предусмотрена кнопка SET. Часть параметров программируется при прошивке МК записью данных в EEPROM. Кнопка SET установлена внутри плафона. Подразумевается, что ею будут пользоваться только один раз при монтаже и отладке устройства. Более того, установка кнопки SET не обязательна.

Настройка задержки на отключение «забытого света».

1. Выключить вручную свет выключателем плафона.

2. Нажать и, удерживая нажатой кнопку SET, включить свет выключателем. Свет должен включиться без плавного увеличения яркости.

3. Лампа салона будет мигать с частотой 1 Гц. Каждое мигание соответствует 5 минутам.

4. Когда будет отсчитано необходимое количество минут, кнопку отпустить. Настройка запишется в память [0x00], а устройство перейдет в нормальный режим работы.

5. Максимальное время – 100 мин (20 миганий при установке). По умолчанию 30 мин.

Настройка задержки на отключение света при закрытой двери.

1. Включить вручную свет выключателем плафона.

2. Кратковременно нажать на кнопку SET.

3. Лампа салона будет мигать с частотой 1 Гц. Каждое мигание соответствует 1 сек задержки.

4. Когда будет отсчитано необходимое количество секунд, выключить свет. Настройка запишется в память [0x01], а устройство выключится.

5. Максимальное время – 60 сек. По умолчанию 5 сек.

Настройка напряжения определения запущенного двигателя.

1. Настройка проводится при запущенном двигателе, когда в сети установилось номинальное напряжение.

2. Включить вручную свет выключателем плафона.

3. Нажать и удерживать нажатой кнопку SET. Свет должен погаснуть без задержки и плавного выключения.

4. Удерживая нажатой кнопку SET, выключить свет выключателем. Свет включится.

5. Отпустить кнопку SET.

6. В память МК [0x02] запишется измеренное напряжение бортовой сети минус 0,5V. Устройство выключится.

Сопротивления резисторов входного делителя не обязательно должны быть точными. Микроконтроллеру при настройке достаточно зафиксировать напряжение на своем входе. Потом он будет использовать это напряжение для сравнения с текущим напряжением сети.

Как альтернатива, эти настройки, а также плавность включения/выключения света и максимальную яркость можно записать при прошивке МК в соответствующие ячейки EEPROM.

Распределение памяти EEPROM:

[0x00] — задержка на отключение света при открытой двери («забытый свет»), мин. Ограничение — не более 100 . Если больше, тогда берется по умолчанию 10 мин.

[0x01] — задержка на отключение света при закрытой двери, сек. Ограничение — не более 30. Если больше, тогда берется по умолчанию 5 сек.

[0x02] — напряжение определения работы двигателя, в 0,1V. Ограничение — не более 150 (15,0V). Если больше, тогда берется по умолчанию 133 (13,3V).

Читайте так же:
Выключатели света кнопочные abb

[0x03] — скорость плавного увеличения/уменьшения яркости. Ограничение — не более 50. Если больше, тогда берется по умолчанию 5. Чем больше величина, тем медленнее меняется яркость.

[0x04] — максимальная яркость. По умолчанию максимально возможная: 255.

Установка.

В моем варианте плата изготовлена таким образом, чтобы становилась вместо штатной лампы. Пружинистые контакты держателя лампы фиксируют плату, а в месте соприкосновения на плате припаяны контактные площадки. Отдельным проводом подключается общий провод через штатный винт крепления плафона. К плафону под платой в нескольких местах приклеены опорные стойки высотой 10 мм, чтобы обеспечить устойчивость платы к вибрациям автомобиля и при нажатии на кнопку. Таким образом, плата легко снимается и устанавливается на место лампы без изменений в электрической схеме автомобиля и конструкции плафона. Штатная лампа может быть возвращена на место в любой момент.

View 1View 2

Светодиодов всего 6 (тип 5050 с одним кристаллом внутри). Выпаяны из светодиодной ленты. Субъективно, яркость раза в полтора выше, чем от лампы накаливания 10W. Ток потребления на максимальной яркости около 90 мА.

Количество светодиодов можно увеличить, попадались аналогичные разработки, где их было около 20 шт. Место позволяет, это уже кому как нравится. При увеличении количества светодиодов, и/или тока через них, а может кому захочется оставить лампу накаливания. следует установить более мощный транзистор Q3.

В архиве проект в Proteus, прошивка и FUSE. Печатную плату не выкладываю, поскольку она имеет специфическую форму плафона Aveo и дорабатывалась уже после изготовления. Если кому потребуется именно на Aveo, тогда выложу отдельно, может и фото появится.

Если у кого возникнут вопросы — задавайте в этой теме.

You have no rights to post comments.
Недостаточно прав для комментирования

Устройство плавного отключения освещения в салоне автомобиля

Устройство плавного отключения освещения в салоне автомобиля

В данной статье мы рассмотрим схему плавного отключения света в салоне автомобиля. Данная схема может подойти к любому автомобилю, в независимости от его марки, так как не является слишком сложной и требует простой установки параллельно контактам салонной лампочки освещения.

Простая схема плавного отключения освещения в салоне автомобиля

Перейдем непосредственно к изучению схемы. Вверху схемы мы видим диод, который служит защитным устройством для всей схемы, так как предотвращает смену полюсов и изменению движения тока. Иными слова можно сказать, что диод препятствует разрядке конденсатора от других приборов в салоне автомобиля и работает только с лампой освещения внутри салона. Иногда в некоторых марках автомобилей, возле выключателя освещения салона, устанавливается и выключатель освещения в багажнике. В этом случае потребуется установка более емкого конденсатора для плавного выключения освещения в обоих источниках света, так как чем больше потребителей тока находится в одной цепи, тем больший потребуется объем в конденсаторах.

Далее после диода ток движется к лампе накаливания и к резистору, который ограничивает ток для зарядки конденсатора. Номинальную величину резистора можно использовать от 1 до 2 Ом.

При подключении конденсатора к цепи проверьте его степень зарядки, так как при разряженном состоянии, конденсатор играет роль КЗ, и при подключении к цепи может деформировать предохранитель освещения в салоне.

Установив конденсатор к цепи, тот через резистор накапливает в себе определенный объем энергии и при отключении тока через бортовой источник питания, конденсатор высвобождает накопленную энергию, которая в дальнейшем поступает к резистору и диоду, параллельно которым установлена наша лампочка.

При разряде конденсатора напряжение в цепи будет плавно падать, благодаря чему лампочка медленно погаснет. Управлять временем гашения лампы можно при помощи конденсатора большего объема. Чем больше объем у конденсатора, тем медленнее будет гаситься свет в салоне автомобиля.

Простая схема плавного отключения освещения в салоне автомобиля

Следует учесть, что при установке схемы параллельно светодиодной лампочке, вместо обычной лампы накаливания, потребуется установка конденсатора меньшего объема и резистора с системой «дотушивания», так как слишком большое напряжение в цепи может привести к перегоранию светодиодов, а применение обычного резистора без системы «дотушивания» приведет к тому, что светодиоды плавно потухнут, но будут светить на 10% яркости в течении одной минуты.

Читайте так же:
Как соединяется провод кабельного

Умный Wi-Fi микромодуль диммер двухканальный Ya-D02-TRIAC

Умный Wi-Fi встраиваемый диммер ЯСмарт Ya D02 TRIAC плавно регулирует яркость освещения подключенным выключателем и или из мобильного приложения «ЯСмарт». Устройство совместимо с голосовым управлением Яндекс Алиса, Google Assistant, Alexa.

Руководство пользователя умный Wi-Fi микромодуль диммер двухканальный Ya-D02-TRIAC

Назначение устройства

Умный Wi-Fi встраиваемый диммер ЯСмартYa-D02-TRIAC, предназначен для плавного регулирования яркости освещения подключенным выключателем или из мобильного приложения. Используйте устройство совместно с комнатным выключателем типа кнопка (без фиксации положения) с возможностью управления из мобильного приложения. Устройство устанавливается в подрозетник совместно с традиционным выключателем и подключается к электросети. Встраиваемый диммер является беспроводным устройством Wi-Fi, с управлением из мобильного приложения «ЯСмарт». Подходит для ламп накаливания, галогенных ламп с электронными трансформаторами, светодиодных ламп с возможностью диммирования по фазе.

Доступные функции

Умный Wi-Fi встраиваемый диммер прост в установке, монтируется, в подрозетник совместно с обычным выключателем. Вам не нужно заменять существующую проводку. Установите к обычным выключателям Wi-Fi встраиваемый диммер (для подключения необходим нейтральный проводник). Для удобства управления рекомендуется использовать кнопочный (не фиксируемый) выключатель (серии LK60, Gira 014700, Legrand 773711, Legrand Valena 752018, Simon 75396-39 или аналогичные). Использование Wi-Fi встраиваемого диммера сделает Вашу жизнь комфортнее.

  • превращает традиционный выключатель в Wi-Fi выключатель с плавной регулировкой яркости света (диммированием) подключается напрямую к традиционному выключателю, не требует замены электропроводки
  • плавное включение/выключение светильника (увеличение срока службы ламп)
  • функция памяти, включение света на ранее заданную яркость подключается как автономный Wi-Fi диммер без использования выключателя с управлением из мобильного приложения
  • управление через Интернет. Управляйте освещением удаленно через мобильное приложение «ЯСмарт» находясь в своей квартире или из любой точки мира
  • настраивайте желаемые расписания и таймеры работы, включение/выключение в указанное время
  • создавайте различные сценарии совместно с другими устройствами «ЯСмарт»
  • управляйте освещением голосом
  • автоматическое выключение освещения в квартире при выходе из квартиры (используется сценарий Геолокации)
  • сценарий безопасности «игра» светом на время вашего отсутствия или отпуска (функция «Имитация присутствия»)
  • включение света по расписанию (функция «Будильник»)
  • объединяете несколько источников освещения для управления одной кнопкой выключателя или из мобильного приложения (функция «Включить всё»)
  • забыли выключить свет? Не проблема, посмотрите через мобильное приложении включена ли ваша люстра или свет в прихожей
  • включение освещения при открытии двери или обнаружении движения (совместно с датчиками движения и датчиками открытия «ЯСмарт»)
  • Скачайте приложение «ЯСмарт» из магазина приложений Apple store или Google Play. Запустите приложение «ЯСмарт» и, следуя экранным подсказкам, пройдите процедуру регистрации.
  • Подключите умный WI-FI диммер «ЯСмарт» в сеть 220 В., переведите устройство в режим программирования длительным нажатием на выключатель. Переход в режим программирования устройство просигнализирует частым морганием подключенных ламп.
  • Следуя экранным подсказкам, добавьте устройство в приложение «ЯСмарт»
  • Управляйте освещением, настраивайте сценарии работы и расписания.

Голосовое и сценарное управление

Устройство совместимо с голосовым управлением Яндекс Алиса, Google Assistant, Alexa. Зарегистрируйте свое устройство в системе Яндекс Алиса (Google Assistant, Alexa) и управляйте устройством голосовыми командами, настройка занимает не более пяти минут.
Функциональный сервис создания правил и сценариев в приложении «ЯСмарт» позволяет управлять устройством при помощи сотен различных сценариев управления. Ваши сценарии управления могут зависеть от вашего местоположения, погодных условий, рассветом/закатом, зависеть от других устройств, влиять на другие устройства и от многих других условий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector